К читателям блога:

Блог В. Точиловского

Блог для тех, кто интересуется вопросами международных уголовных судов и международных стандартов в уголовном процессе.

Translate

26 июня 2014

Ратификация Римского Устава и вооруженный конфликт в стране

Print Friendly and PDFPrint Friendly
Признание Украиной юрисдикции МУС в отношении событий на Майдане и отсутствие политической воли для ратификации Статута МУС иногда расценивается некоторыми авторами как попытка избежать юрисдикции МУС в отношении вооруженного конфликта на востоке Украины (см., например, здесь).

В этой связи нужно отметить, что МУС уже высказал свою позицию по поводу выборочного использования юрисдикции Суда.
Досудебная Палата МУС в деле Гбагбо указала, что признание юрисдикции МУС лишает государство контроля на тем, какая именно ситуация в стране может расследоваться Судом.
Было отмечено, что государства, которые не присоединились к Римскому Статуту, «не могут использовать Суд ... выборочно принимая юрисдикцию в отношении определенных преступлений или определенных сторон конфликта».
В 2003 г. Гбагбо, будучи Президентом Cote d’Ivoire, признал юрисдикцию МУС в отношении преступлений, совершенных мятежниками против его правительства. На протяжении 8 лет материалы находились в наблюдательном производстве Прокурора без реагирования. В 2011 г. МУС выдал ордер на арест самого Гбагбо по подозрению в причастности к преступлениям, совершенных его сторонниками в послевыборный  период с декабря 2010 по апрель 2011.
Таким образом, Украина, признав юрисдикцию МУС в отношении событий на Майдане, потенциально предоставила возможность Суду, даже при отсутствии ратификации Устава, расследовать любые последующие события на территории Украины, содержащие элементы преступлений, подпадающих под юрисдикцию МУС.

Более того, не следует забывать, что согласно Женевским Конвенциям, любая страна-участница этих конвенций вправе и обязана предавать своему суду лиц, совершивших серьезные военные преступления в вооруженном конфликте международного характера, независимо от их гражданства и места совершения преступлений, включая территории других стран-участниц (так называемая универсальная юрисдикция).
Таким образом, если Украина не расследует сообщения о серьезных нарушениях Женевских Конвенций, совершаемых на востоке Украины, как информацию о возможных военных преступлениях, то это не исключает возможности появления в других странах уголовных дел в отношении участников этого вооруженного конфликта.
При этом, не следует исключать возможность политических злоупотреблений при применении универсальной юрисдикции другими странами.

См. также на этом блоге:
Еще раз о юрисдикции МУС в отношении Украины
Терроризм или вооруженный конфликт?
Почему некоторые страны не ратифицируют Устав МУС
Признание юрисдикции МУС: что дальше?
Real Time Web Analytics